Ника Турбина

четверг, 23 августа 2012 г.

       Она разбилась, упав с пятого этажа московской многоэтажки. Это была уже вторая попытка самоубийства. Как позже выяснилось это была Ника Турбина - та самая девочка из Ялты, которую 20 лет назад обожал весь Советский Союз. 
       Итак, сегодня я расскажу о девочке-поэте, гениальной и одаренной. Ее таланту мог бы позавидовать любой уже давно состоявшийся поет, ведь свои первые стихи она начала писать с четырех лет, а в двенадцать уже вышел ее первый сборник стихотворений. Но, не смотря на такой ранний успех судьба Ники Турбиной случилась трудной, как и её характер, трагической и короткой, как её стихи. Об этой девочке я узнала случайно, увидев по телевидению автобиографическую передачу в которой рассказывалось о ее судьбе. Тогда мне было не больше 14 лет но увиденное произвело на меня глубокое впечатление. Спустя несколько лет, с момента появления в моем доме интернета, я стала больше интересоваться ее биографией, читать ее стихи, и продолжать удивляться ее таланту.







      Так вот, Ника Турбина родилась 17 декабря 1974 года в маленькой и уютной Ялте. С самого детства она отличалась трудным характером, который, как и поэтический дар, обнаружился у неё в детстве. Вместе с этим она страдала тяжелой формой бронхиальной астмы, а по ночам ее беспокоили ужасные приступы, сопровождающиеся бреднями. Она сидела закутавшись в одеяло и тихо что-то хрипела - это были стихи. Бывало ночью она звала маму и кричала что-то типа: "Скорее, записывай голос пришел!" Удивленная таким талантом или скорее сумасшествием дочери, мать Ники обратилась к психологам, а затем и к литераторам.

Я обманула Вас, 
Что миг бывает вечность. 
Что с перелетом птиц 
Кончается тепло. 
И позабыты мной давно 
Ночей волшебных заклинанья, 
Что радость так близка – 
Дотронешься случайно, 
Ладонь твоя 
Поднимет шар земной. 
Я обманула Вас? 
Нет! 
Подарила тайну, 
Которая известна 
Мне одной.
1983

       Подборка ее стихов, опубликованная в "Комсомольской правде", принесла ей Всесоюзный успех. Поэзия Ники была совершенной, она писала не по годам взрослые тексты и это вызывало восторг. Ее возили городами и селами, показывали на всех сценах мира. Все газеты только и писали о новом чуде, сравнивали ее гений с Моцартом и даже говорили, что она послана из космоса.  

       И она писала... Так глубоко, пронзительно, и как позже выяснилось пророче. Еще в раннем детстве она предсказала всю свою судьбу в стихах. 

Предсказала кризис в творчестве:

У слова есть всегда начало, 
Хоть в боли сказано, 
Хоть в радости. 
Я в одночасье потеряла 
Все буквы, что стоят в алфавите. 
На перекрестке рифмы встретились, 
Но светофора нет – авария. 
Неужто мне уже отказано 
Рассвет собрать в стихочитание? 
И не найти былые строки, 
Что были временем описаны. 
Я по дорогам вечным странствую, 
Но, оказалось так бессмысленно.
1985–1987
Забытие и одиночество: 

Не дозвонились 
До меня друзья. 
А может, просто 
Денег не хватило. 
Но опустела вдруг 
Моя квартира, 
Как много дней 
Я прошлым здесь жила. 
Но отрывала лист календаря, 
Чтоб убедиться, 
Как бегут недели. 
Все улицы запутаны метелью. 
Не дозвонились 
До меня друзья.
1984

Смерть:

Я стою у черты, 
Где кончается 
Связь со вселенной. 
Здесь разводят мосты 
Ровно в полночь – 
То время бессменно. 
Я стою у черты – 
Ну, шагни 
И окажешься сразу бессмертна. 
Обернулась – за мною дни, 
Что дарили мне столько света. 
И я 
Сделать последний шаг 
Не могу. 
Но торопит время. 
Утром меркнет моя звезда, 
И черта обернется мгновеньем.
1983
       
       И вы представляете себе она писала такое в 9-13 лет. В то время когда большинство детей, образно говоря, только собиралось выкидывать свои старые игрушки она уже предсказала свою судьбу.

       Ну а дальше... наступил кризис, кризис творчества, личности. Она была интересна людям пока была маленькой и писала не по годам умные строки, а потом она выросла и не смогла удивить ничем новым. Все те же грустные, пронзительные и серьезные стихи на этот раз оказались уже никому не интересными. А еще дальше последовал алкоголизм. Но даже в те моменты она пыталась вернуть себе былую славу: она продолжала писать, отчаянно пытаясь "засветиться" в каких-то фильмах, передачах. А увидев что она никому не нужна и даже собственная мать бросила ее ради новой семьи Ника начала длинную цепочку попыток покончить жизнь самоубийством. И однажды одна из них все таки окончились "успехом"

       Как в воду глядела Ника, написав: «Когда умру, тихо станет. Те, кто любил меня, от горя напьются. Кто зло таил, напишут каверзные слова, обрадованные, что вновь в печати можно засветиться».

      Ранний уход поэта из жизни усиливает впечатление от написанного им. Особенно, если уход этот был предопределён самим поэтом задолго до смерти. Ника Турбина жила с таким предчувствием более двадцати лет.


Кто я? 
Глазами чьими смотрю я на мир? 
Друзей? Родных? Зверей? Деревьев? Птиц?
Губами чьими я ловлю росу, 
С листа, опавшего на мостовую? 

Руками чьими обнимаю мир, 
Который так беспомощен, непрочен? 
Я голос свой теряю в голосах 
Лесов, полей, дождей, метели, ночи. 

Так кто же я? 
В чем мне искать себя? 
Ответить как 
Всем голосам природы?
1982

       Для меня Ника Турбина была и остается человеком-загадкой. И от этого значимость ее персоны для нас становится еще значимее. Ведь по сути она - гений в своем роде. Ну а стихи ее это отдельная история. Всегда когда мне грустно или когда тяжесть на душе перечитываю ее стихи и, знаете, как-то легче становится ну, или я сама себе так внушаю. 


0 коммент.:

Отправить комментарий